Острые отравления алкоголем и суррогатами. Преподаватель Попов БА.
Вступление.
Первое место при бытовых отравлених в нашей стране.
98% – Летальность на догоспитальном.
2% – Летальность в медицинских учреждениях.
Причины смерти:
1. Нарушение дыхания: (асфиксия от аспирации, западение языка, ОДН.)
2. Замерзание (в холодное время, длительно без сознания на улице).
3. Острая сердечно-сосудистая недостаточность.
Этанол быстро всасывается в желудке (20%) и тонком кишечнике (80%), через 1,5 часа концентрация в крови максимальна.
В органах с интенсивным кровоснабжением (мозг, печень, почки) динамическое равновесие наступает за несколько минут.
Перевариванию и нейтрализации желудочным соком этанол не подвергается.
Пища (белки и жиры) замедляет всасывание алкоголя вследствие адсорбции.
Приём натощак, заболевания желудка (гастрит, язвенная болезнь) повышают скорость всасывания алкоголя.
Спиртные напитки до 30 град. всасываются быстрее.
Этанол окисляется в печени (90%) ферментом алкогольдегидрогеназой по схеме:
этанол → ацетальдегид → уксусная кислота → углекислый газ и вода.
Скорость окисления 6-7 г/ч.
Ацетальдегид и уксусная кислота, способствуют развитию метаболического ацидоза.
10% алкоголя выделяется в неизменённом виде с выдыхаемым воздухом, потом и мочой в течение 7-12 ч.
1. Этанол оказывает психотропное действие, с наркотическим эффектом.
Наркотический эффект зависит от приобретённой толерантности к алкоголю и скорости всасывания (чем быстрее растёт концентрация алкоголя в крови, тем сильнее наркотическое действие).
2. Токсические дозы алкоголя приводят к параличу дыхательного и сосудодвигательного центра.
3. Смертельная разовая доза 96° этанола колеблется от 4 до 12 г на 1 кг массы тела (300 мл 96% этанола или 700-1000 мл водки при отсутствии толерантности).
Приём 50 мл чистого этанола – лёгкая эйфория;
100 мл опьянение с нарушением тормозных процессов, самоконтроля и координации;
150 мл наступает наркотическая стадия со спутанностью сознания;
200-300 мл вызвают кому.
1. Ст. Эйфория – лёгкая степень.
2. Ст. Льва – Петуха – средняя степень.
3. Ст. Свиньи – тяжелая степень.
Терапевтическая доза приёма в этаноле 96% = 1гр./1кг.
Пример: Вес 80 кг*1гр = 80 гр. спирта96% , или160 гр. Водки.
Отравления чаще бытовые, случайные, с целью опьянения.
Стадия резорбции (всасывание) течёт быстрее, чем элиминация (выведения), поэтому развивается опьянение.
Клиника алкогольного отравления.
Вначале симптомы опьянения, затем рвота, боль в эпигастрии, возможно потеря сознания.
Лицо гиперемировано, но может развиться цианоз, гиперсаливация.
Дыхание шумное, кожа холодная, липкая.
Зрачки вначале узкие, затем расширяются, реакция на свет отсутствует.
АД снижается, пульс частый, слабый, температура понижена, развивается коматозное состояние.
Во время рвоты возможна аспирация рвотных масс, ларингоспазм, западение языка.
В дальнейшем дыхание замедляется, становится аритмичным.
Госпитализации подлежат лица, в состоянии тяжелого или смертельного опьянения, что соответствует сопору или коме.
Синдромы осложнений:
На токсикогенной стадии — алкогольная кома, нарушения дыхания, гемодинамики, гипогликэмия;
На соматогенной стадии — судорожный синдром; алкогольный амовроз; психоневрологические расстройства; воспалительные поражения органов дыхания; миоренальный синдром.
Нет чёткой зависимости уровня комы и концентрации в крови (бывает одинаковая концентрация в алкогольном опьянения и коме).
Алкогольная кома соответствует метаболической коме, но есть специфические признаки, помогающие в диагностике.
1. При осмотре запах алкоголя, кожа холодная, липкий пот.
2. Лицо гиперемировано, но возможна бледность с цианозом, гиперсаливация.
3. Нарушения дыхания, связаны с нарушением проходимости верхних дыхательных путей (аспирация рвоты, западение языка).
4. Кома IIIвстречается реже комы I—II.
5. В крови высокий уровень этанола.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Как известно, алкоголизм — это заболевание, характеризующееся совокупностью психических и соматических расстройств, возникающих в результате систематического злоупотребления этанолом в дозах, вызывающих алкогольное опьянение.
Важную медико-социальную проблему представляет категория больных алкоголизмом с тяжелым соматическим фоном. После длительного алкогольного запоя состояние и самочувствие пациентов становятся значительно хуже: отмечаются боли в сердце, сердцебиение, слабость, боли в подложечной области, тошнота, рвота, мучительная жажда и отсутствие аппетита, дрожание пальцев рук. Прием алкоголя может также спровоцировать приступ стенокардии, инфаркт миокарда, гипертонический криз, вызвать обострение панкреатита, гастрита.
Другой разновидностью неотложного алкоголь-ассоциированного состояния является ООЭ со своими клиническими проявлениями в виде нарушения сознания, энцефалопатии, психоза, судорожного синдрома, комы, острой печеночной и почечной недостаточности, крупозной пневмонии, ДВС-синдрома, острого панкреатита, желудочно-кишечного кровотечения. ООЭ — это острое заболевание, проявляющееся в угнетении функций центральной нервной системы, пропорциональном концентрации алкоголя в крови. Термин является самостоятельной нозологией и имеет шифр и код в МКБ-10 (F.10.0, F.10.1). Данная категория больных характеризуется достаточно молодым возрастом, но у них уже возможно появление симптомов алкогольной висцеропатии и соматической патологии.
ООЭ различается по тяжести. Выделяют легкое алкогольное отравление (0,5–1,0‰), характеризующееся подъемом настроения, благодушием, общительностью больного, снижением способности концентрации внимания, завышением собственных возможностей. Следующей стадией является алкогольное отравление средней тяжести (1,0–2,0‰), которому свойственны раздражительность, недовольство, злоба и агрессия и которое часто переходит в глубокий сон. Наконец, существует и тяжелое отравление алкоголем (выше 2,0‰), отличающееся от других видов отравления нарушением ориентировки, утратой мимики, множественными соматическими нарушениями.
ААС — это патологическое состояние, вызванное острым лишением (отнятием) алкоголя у лица с алкогольной зависимостью. Термин также является самостоятельной нозологией и имеет код в МКБ-10 (F.10.3, F.10.4). Клинические проявления абстиненции обширны и неспецифичны, а потому весьма часто являются причиной неправильной постановки диагноза и непрофильной госпитализации пациентов. Симптомами отмены алкоголя являются тошнота, рвота, отсутствие аппетита, диарея, болезненные спазмы в животе, нарушения сна, мышечная слабость, тахикардия, артериальная гипертензия, потливость, гипертермия, тремор, агрессивность, раздражительность, эмоциональная и двигательная возбудимость, а также эпилептиформные судороги и различные нарушение сознания. По нашим данным в структуре жалоб больных с неотложными состояниями, ассоциированными с приемом алкоголя, преобладают боль в животе (62,7%), тошнота и рвота (60,8%), головокружение (54,9%), дрожание пальцев рук (47,7%), ощущение сердцебиения (52,2%) и обморочные состояния (43,2%). Однако самым грозным последствием алкогольной абстиненции является декомпенсация соматической коморбидной патологии и, как следствие, развитие алкогольного делирия, прогноз которого отличается и в большом проценте случаев бывает неблагоприятным.
Общепринято, что наиболее частой алкоголь-ассоциированной патологией внутренних органов являются заболевания печени. Они же формируют картину летальности в соматическом и наркологическом стационарах, являясь основной из соматически несовместимых с жизнью патологий.
Актуальность этой проблемы подчеркивается высокой распространенностью алкогольной кардиомиопатии, которая по данным разных авторов выявляется от 2% до 36% случаев [12].
По нашим данным частота алкогольной висцеропатии у пациентов (n = 1371), госпитализированных по поводу декомпенсации соматической патологии, составляет порядка 32% (рис. 1).
Рис. 1. Распространенность алкогольной висцеропатии
Более половины пациентов с алкогольной висцеропатией находятся на лечении в терапевтических отделениях стационара, около трети — в хирургических отделениях, а остальные больные — в неврологических и урологических отделениях. Все более часто в структуре алкогольной висцеропатии встречается поражение сердца. Так, по данным О. В. Зайратьянца алкогольная кардиомиопатия имеет место у 31% пациентов с ХАИ [13]. Патогенез алкогольной кардиомиопатии связан в первую очередь с биологическими свойствами этанола — его прямым токсическим действием на кардиомиоциты, а также влиянием его метаболита — ацетальдегида. Однако этанол обычно оказывает токсическое действие не только на миокард, но и на скелетные мышцы, приводя к миопатии. Поэтому имеются и другие клинические варианты поражения сердца при алкоголизме — это предсердные и желудочковые аритмии. Они обычно возникают после более или менее продолжительного запоя. На первом месте по распространенности при алкоголизме стоит мерцательная аритмия, затем — трепетание предсердий и желудочковая экстрасистолия. Значение алкогольной кардиомиопатии, как самостоятельного заболевания, известного более 150 лет, хотя длительное время неоправданно затушевывалось гипотезами о роли авитаминоза В1 и высоком содержании в алкоголе мышьяка и кобальта. Несмотря на то, что алкогольное поражение сердца четко описано и с 1996 года рассматривается ВОЗ в рамках вторичной токсической дилятационной кардиомиопатии, а в МКБ-10 выделена в отдельную нозологическую форму (I 42.6), существуют определенные трудности в практической постановке данного диагноза. Диагностические недочеты и ошибки сортировки больных привели к повсеместной госпитализации данной категории пациентов в отделения интенсивной терапии и мгновенной их перегрузке контингентом лиц с ХАИ.
По нашим данным пациенты с алкоголь-ассоциированными состояниями занимают около четверти коек реанимационного отделения, а ежедневное поступление подобных больных в среднем составляет до 6–8 человек в сутки. Однако в 2/3 случаев больные, госпитализированные в реанимационное отделение по поводу острого алкоголь-ассоциированного состояния, не нуждаются в проведении реанимационных пособий (рис. 2). Возникает очередной вопрос — как отличить больных, нуждающихся в реанимационном пособии, от тех, кому помощь может быть оказана в профильном отделении. Диагностические ошибки на данном этапе могут быть плачевными для пациентов, т. к. они весьма гетерогенны по своим прогнозам. Частота летальности при неотложных алкоголь-ассоциированных состояниях составляет 16%, при этом около трети пациентов умирают в течение первых суток.
Рис. 2. Необходимость в реанимационных пособиях
Сегодня даже молодой возраст этих пациентов не является помехой для развития осложнений, не сочетающихся с жизнью больного. Одним из таких клинических примеров может стать больная К., 44 лет, находившаяся на лечении в реанимационном отделении стационара с диагнозом ООЭ и скончавшаяся там же от декомпенсации функции внутренних органов и отека головного мозга. В качестве заключительного клинического фигурировал следующий диагноз.
Читайте также: