Общая дегенерация – процесс упрощения строения организмов. Однако это не означает, что вид угасает. Процесс общей дегенерации сопровождается увеличением численности организмов, расширением ареала.
Морфофизиологический регресс ведет к процветанию вида
Биологический прогресс – понятие, введенное Чарльзом Дарвином, основоположником теории эволюции. Алексей Николаевич Северцов выделил три способа осуществления биологического прогресса:
- Ароморфоз.
- Идиоадаптация.
- Общая дегенерация (морфофизиологический регресс).
А. Н. Северцов отнес морфофизиологический регресс к биологическому прогрессу – процветанию вида. Ученый отмечал, что вид находится на пути биологического прогресса, если наблюдается следующее:
- Увеличивается количество особей, растет выживаемость.
- Расширяется ареал обитания таксона.
- Наблюдается адаптивная радиация группы.
Адаптивная радиация – это процесс освоения видом новых экологических ниш. Такое развитие происходит при возникновении новых признаков: морфологических, физиологических или поведенческих.
По А.Н. Северцову, в любой группе организмов сначала происходят ароморфозы, затем идиоадаптация или общая дегенерация.
Причины морфофизиологического регресса
Исчезновение органов или их отдельных участков, систем органов – это общая дегенерация. Примеры в биологии связаны с переходом организмов к сидячему образу жизни, паразитическому существованию, обитанию в экстремальных участках биосферы. Однако все такие случаи сопровождаются образованием новых признаков, необходимых для биологического прогресса.
Организмы переходят в новые биотопы, так как не могут прогрессировать в прежних. Они избегают жесткой конкуренции. При переходе в новые условия, неподходящие другим видам подобных организмов, у них начинается адаптация. Появляются новые приспособления. Исчезают ненужные для данной среды ткани и органы. При переходе к жизни в пещерах утрачиваются органы зрения. При жизни в организме животного не обязательна пищеварительная система. Также не нужны многие органы чувств. У грибов-паразитов и бактерий утрачивается выработка токсинов. Потому что в новой среде часто не от кого защищаться, а организм хозяина необходимо сохранить живым на длительный срок.
Примеры общей дегенерации у животных
Обычно морфофизиологический регресс связывают с переходом к сидячему образу жизни или паразитированию. Однако имеется множество иных примеров.
Сидячие формы животных
Асцидия – хордовое животное. Личинка ведет подвижный образ жизни, имеет хорду, плавает в воде. Этим она похожа на эмбрионы позвоночных животных. Однако затем асцидия прикрепляется к поверхности и утрачивает признаки хорды, в то время как у других позвоночных развивается скелет позвоночного столба. Утрата видом хорды во взрослом состоянии является примером общей дегенерации. Кроме того, взрослая особь асцидии не имеет мозга, лишь нервный ганглий. У личинок имеется зачаток мозга. Утрата мозга – также пример общей дегенерации в эволюции. Взрослые асцидии ведут сидячий образ жизни. Питаются фильтрацией. То есть у них для такого типа питания развилась большая глотка, занимающая половину площади тела. Образовалась подошва, необходимая для прикрепления к субстрату.
Общая дегенерация паразитов
Ленточные черви – паразитический класс беспозвоночных животных. Они утратили целый ряд органов. У червей полностью отсутствует пищеварительная система. Питательные вещества они всасывают всей поверхностью тела. Для такого способа питания у червей развился тегумент, состоящий из нескольких слоев. Многие органы чувств неразвиты у паразитов. Нет органов обоняния, зрения. Имеются лишь хеморецепторы и осязательные клетки. У ленточных червей упростилась нервная система – это тоже пример общей дегенерации.
Однако для поддержания численности вида черви приобрели присоски и крючья. Такими органами животные удерживаются в кишечнике хозяина. Бычий цепень имеет лишь присоски. Свиной солитер – и присоски, и крючья, которые, конечно, повреждают ткани основного хозяина.
Черви приспособились паразитировать со сменой хозяев. Их личиночные стадии имеют свои приспособления. Здесь мы видим примеры ароморфоза, идиоадаптации и общей дегенерации у одного вида организмов. Ароморфозом можно считать новообразования в виде крючьев и присосок у свиного цепня. Идиоадаптация происходила длительное время. Менялись покровы, совершенствовалось питание, развивалась репродуктивная система.
Половая система ленточных червей занимает большую часть их тела. В каждом из многочисленных члеников имеются свои половые органы. Такая развитая половая система стала необходима для увеличения количества образования яиц, потому что лишь малая их часть попадет в тело промежуточного хозяина. Более того, черви – гермафродиты, то есть способны размножаться при наличии лишь одной особи в теле окончательного хозяина. Такая адаптация позволила ленточным червям широко распространиться по свету.
Переход вида к обитанию в нетипичном биотопе
Африканский страус не паразитирует и не ведет сидячий образ жизни. Однако увеличение массы тела для повышения выживаемости привело к утрате способности к полету. Взамен развились мышцы ног. Сила современного страуса не только в беге, но и в ударах ногами.
Многие млекопитающие в ходе эволюции вернулись в водную среду. Это дельфины, киты, морские котики и морские львы, тюлени. Все они утратили ходильные конечности, которые преобразовались в ласты.
В лаосских пещерах обитает единственный вид паукообразных, не имеющий органов зрения, – Sinopoda scurion. В глубинах пещер нет света. Глаза паука исчезли в результате ненадобности. Естественный отбор не сохранил способность видеть.
Примеры общей дегенерации у растений
В природе часто встречаются паразиты среди продуцентов. Однако бывает, что они утрачивают даже способность к выработке органических веществ. Но и консументами не становятся. Паразитизм сильно упрощает организацию видов.
Вертляница (Monotropa) относится к высшим растениям. Она утратила пигмент хлорофилл – главный отличительный признак продуцентов. Вертляница не строит углеводы сама, берет готовые органические вещества из перегноя, из корней соседних деревьев, а также ей помогает симбиоз с грибами. Грибница поставляет ей питательные соединения. Ассимиляция углерода растению не требуется. Не приходится ему улавливать энергию солнечного света. В результате с вертляницей произошло упрощение строения. Отсутствие хлорофилла – пример общей дегенерации вертляницы. Кроме того, редуцировались листья. Теперь они имеют вид чешуек.
Повилика (Cuscuta) – еще один пример общей дегенерации. Растение утратило не только зеленый пигмент, но даже листья и корни. Это настоящее растение-паразит. Оно обвивает стеблем клевер, картофель и некоторые другие растения. Клетки кожицы стебля повилики разрастаются, внедряются в стебель растения-хозяина. Так растение-паразит втягивает в себя питательные вещества.
Образование колючек вместо листьев также считается примером общей дегенерации.
Симбиоз как причина общей дегенерации
Лишайник – яркий пример симбиоза гриба и водоросли. Считается, что некоторые виды утратили способность к оплодотворению. Также у некоторых видов лишайника, вероятно, исчезло бесполое размножение спорами. Такое размножение характеризует свободноживущие грибы.
Можно привести много примеров общей дегенерации растений и животных. Этот процесс утраты органов является тупиковой ветвью эволюции. По закону необратимости эволюции такие органы не возникнут вновь. Тем не менее этот процесс выгоден с точки зрения биологического прогресса. Многие паразиты очень плодовиты и при благоприятных условиях быстро размножаются и распространяются, вызывая эпидемии. Жизнь в экстремальных условиях также удобна по причине снижения конкуренции или отсутствия пресса хищников.
Направления эволюции
1. Примерами ароморфозов являются:
1) внутреннее оплодотворение
2) четырехкамерное сердце
3) трехслойный зародыш
4) сильноеопушение листьев
5) форма клюва вьюрков
6) короткий срок вегетации растений
2. Выберите три идиоадаптации.
1) легкие, состоящие из альвеол, у млекопитающих
2) отсутствие густого шерстного покрова у слона
3) развитие пищеварительной системы у плоских червей
4) развитие кровеносной системы у кольчатых червей
5) наличие длинных тычиночных нитей у злаков
6) развитие колюще-сосущего ротового аппарата у комаров
3. Выберите три ароморфоза.
1) возникновение теплокровности у позвоночных
2) развитие трехкамерного сердца у земноводных
3) формирование торпедообразного тела у акул
4) развитие организма внутри матки
5) появление рогов у копытных
6) формирование крыльев у летучих мышей
4. Какие из перечисленных примеров можно отнести к ароморфозам?
1) развитие семян у голосеменных растений
2) развитие большого числа боковых корней у капусты после окучивания
3) образование сочной мякоти в плодах бешеного огурца
4) выделение душистым табаком пахучих веществ
5) двойное оплодотворение у цветковых растений
6) появление у растений механических тканей
5. Выберите несколько ответов из шести. Какие из перечисленных примеров относят к ароморфозам?
1) развитие придаточных корней после окучивания у картофеля
2) превращение части листочков листа гороха в усики
3) появление многоклеточности у водорослей
4) появление цветков у покрытосеменных
5) развитие механической ткани у подорожника
6) образование хлорофилла
6. Укажите процессы, относящиеся к микроэволюции.
1) возникновение мутаций и рекомбинаций
3) обмен генами между популяциями
4) биологический регресс
6) колебания численности популяций
7. Выберите примеры идиоадаптаций.
1) покровительственная окраска животных
2) видоизменения вегетативных органов растений
3) исчезновение пищеварительной системы у червей
4) возникновение эукариотической клетки
5) появление теплокровности у птиц
6) соответствие размеров тела насекомых — опылителей строению цветков
8. Укажите примеры ароморфозов.
1) возникновение постоянной температуры тела
2) появление цветка и семян
3) приспособленность некоторых растений к определённым опылителям
4) утрата зрения у кротов в связи с образом жизни
5) возникновение длинных корней у верблюжьей колючки
6) появление второго круга кровообращения
9. Выберите примеры идиоадаптаций.
1) сходство мухи-журчалки с пчелой
2) второй круг кровообращения у жабы
3) теплокровность у голубя
4) длинный корень верблюжьей колючки
5) диафрагма у волка
6) обтекаемая форма тела пингвина
10. К чему привели идиоадаптации в классе Птицы?
1) общему подъёму организации
2) увеличению числа популяций и видов
3) широкому распространению
4) упрощению организации
5) возникновению частных приспособлений к условиям среды
6) понижению плодовитости
11. Стабилизирующая форма естественного отбора проявляется в
1) постоянных условиях среды
2) изменении средней нормы реакции
3) сохранении приспособленных особей в исходной среде обитания
4) выбраковывании особей с отклонением от нормы
5) сохранении особей с мутациями
6) сохранении особи с новыми фенотипами
12. Выберите при ме ры дей ствия дви жу щей формы есте ствен но го отбора.
1) Ба боч ки с тёмной окрас кой вы тес ня ют ба бо чек со свет лой окраской.
2) В озере по яв ля ют ся му тант ные формы рыб, ко то рые сразу съе да ют ся хищниками.
3) Отбор на прав лен на со хра не ние птиц со сред ней плодовитостью.
4) У ло ша дей по сте пен но пя ти па лая ко неч ность за ме ня ет ся однопалой.
5) Детёныши животных, ро див ши е ся преждевременно, по ги ба ют от не до стат ка еды.
6) Среди ко ло нии бак те рий по яв ля ют ся клетки, устой чи вые к антибиотикам.
13. Укажите при ме ры дегенерации
1) от сут ствие пи ще ва ри тель ной си сте мы у бы чье го цепня
2) си дя чий образ жизни асцидий
3) мно го сос ко вость у человека
4) при ми тив ная нерв ная си сте ма у кишечнополостных
5) плохо раз ви тые глаза у крота
6) двух слой ное стро е ние тела медуз
14. Укажите признаки, ха рак те ри зу ю щие дви жу щую форму есте ствен но го отбора.
1) Она спо соб ству ет по яв ле нию но во го вида.
2) Она про яв ля ет ся в ме ня ю щих ся усло ви ях среды.
3) Со вер шен ству ет ся при спо соб лен ность осо бей к ис ход ной среде.
4) Вы бра ко вы ва ют ся особи с от кло не ни ем от нормы.
5) Воз рас та ет чис лен ность осо бей со сред ним зна че ни ем признака.
6) Со хра ня ют ся особи с но вы ми признаками.
6) возникновение очерёдного ли сто рас по ло же ния
15. Укажите ха рак тер ные при зна ки био ло ги че ско го прогресса.
1) увеличение чис лен но сти вида
2) расширение аре а ла вида
3) появление над ви до вых си сте ма ти че ских групп
4) большое ко ли че ство му та ций в популяции
5) множество мо ди фи ка ци он ных из ме не ний у осо бей популяции
6) снижение плот но сти популяции
16. Какие из перечисленных примеров относят к ароморфозам?
1) наличие млечных желез у млекопитающих
2) образование корнеплода у моркови
3) возникновение полового процесса у организмов
4) возникновение процесса фотосинтеза
5) отсутствие пищеварительной системы у бычьего цепня
6) наличие плавательных перепонок конечностей у водоплавающих птиц.
17. Примером общей дегенерации служит
1) редукция органов чувств у ленточных червей
2) редукция задних конечностей у кита
3) отсутствие хлорофилла у растений-паразитов
4) отсутствие конечностей у змеи
5) отсутствие пищеварительной системы у бычьего цепня
6) потеря страусом способности к полёту
18. Какие примеры иллюстрируют достижение биологического прогресса у растений путём ароморфозов?
1) наличие двойного оплодотворения
2) образование корней у папоротниковидных
3) снижение испарения путём образования воскового налёта на листьях
4) усиление опушённости листьев у покрытосеменных растений
5) образование плодов с семенами у покрытосеменных растений
6) сокращение срока вегетации у растений, произрастающих в суровом климате
19. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1. Ароморфоз — направление эволюции, для которого характерны мелкие адаптационные изменения. 2. В результате ароморфоза формируются новые виды в пределах одной группы. 3. Благодаря эволюционным изменениям организмы осваивают новые среды обитания. 4. В результате ароморфоза произошёл выход животных на сушу. 5. К ароморфозам также относят формирование приспособлений к жизни на дне моря у камбалы и ската. 6. Они имеют уплощённую форму тела и окраску под цвет грунта.
20. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания общей дегенерации.
(1)Упрощение организации и образа жизни организмов, сопровождающееся утратой ряда органов или систем органов, – один из путей достижения биологического прогресса. (2)Гельминты перешли к паразитическому образу жизни, сильно упростив свою организацию. (3)Они отличаются высокой плодовитостью, сложными циклами развития и разнообразными приспособлениями к среде обитания. (4)У паразитического растения повилики в процессе эволюции утратилась способность к фотосинтезу в связи с отсутствием нормальных листьев и корней. (5)У змей произошла редукция конечностей, а у крота – редукция органов зрения. (6)Редукция органов связана с мутациями, которые закрепляются в поколениях и распространяются в популяции.
21. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания идиоадаптаций.
(1)Самый многочисленный класс беспозвоночных животных — Насекомые. (2)В процессе эволюции они приобрели частные приспособления к различным условиям обитания без изменения своего уровня организации. (3)У насекомых существуют разнообразные типы окраски, различные формы тела и конечностей. (4)Появление хитинового покрова и хорошо развитая нервная система и органы чувств помогли насекомым широко расселиться на Земле. (5)Разнообразные ротовые аппараты способствовали их закреплению в различных экологических нишах в зависимости от пищевой специализации. (6) Развитие трахейной системы обеспечивает дыхание атмосферым кислородом.
22. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания идиоадаптаций. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1)В процессе эволюции у млекопитающих произошли крупные, принципиально новые изменения в строении организма, существенно повышающие общий уровень их организации. (2)Четырёхкамерное сердце и теплокровность, хорошо развитые отделы головного мозга позволили млекопитающим, как и птицам, расселиться повсеместно на земном шаре. (3)У ластоногих сформировались видоизменённые в ласты конечности, носовые отверстия открываются только при вдохе и выдохе. (4)Альвеолярные лёгкие млекопитающих способствуют обогащению крови кислородом и вырабатыванию большого количества энергии, необходимой для активной жизни. (5)Иногда в процессе эволюции может появиться крайняя степень приспособленности организма к очень ограниченным условиям обитания – специализация. (6)Например, сумчатое животное коала питается только листьями нескольких видов эвкалиптов
Как организовать дистанционное обучение во время карантина?
1. Прочитайте текст о покрытосеменных растениях и птицах, выпишите примеры ароморфозов, идиоадаптаций и дегенераций .
Основная особенность группы покрытосеменных – наличие цветков и плодов. Семяпочка цветковых защищена от неблагоприятных воздействий завязью. Образование плода обеспечило успешное прорастание семян в неблагоприятных условиях. Строение органов у цветковых достигает наибольшей сложности, а ткани характеризуются высокой степенью специализации. Цветковые произрастают во всех климатических зонах и это единственная группа растений, способная к образованию сложных многоярусных сообществ, включающих травы, кустарники, деревья.
Клевер является одним из самых распространенных травянистых растений, встретить которое можно буквально везде (по полевым дорогам, на лугах, лесных опушках, полянах, в самих лесах). Цветки небольшие или даже мелкие, собранные у большинства в виде головок, нередко прикрытых, особенно в начале, верхним или двумя верхними листьями. Характерной особенностью клевера является то, что единственными насекомыми-опылителями, способными его опылять, являются шмели и пчёлы. Эта особенность играет большую роль в приспособленности клевера.
Соколы хищные птицы. Взрослые птицы отличаются узкими клиновидными крыльями, благодаря которым они способны ловко маневрировать и развивать необычайно большую скорость в пикирующем полёте.
2. Выберите номер правильного ответа
Г) насекомых членистых конечностей
4. . Появление у земноводных в процессе эволюции трёхкамерного сердца, двух кругов кровообращения – пример
6. Развитие у птиц крыльев, обеспечивших им возможность полета,
1) конвергенция 3) идиоадаптация
2) ароморфоз 4) дегенерация
7. Примером ароморфоза можно считать:
1) утрату шерстного покрова слонами
2) появление яиц пресмыкающихся и их развитие на суше
3) удлинение конечностей лошади
4) возникновение хвоста павлина
. 8 . Пример общей дегенерации:
1) превращение листьев кактуса в колючки
2) утрата органов кровообращения у плоских червей
3) возникновение теплокровности
4) возникновение челюстей у рыб
9. Какой из названных ароморфозов сформировался в процессе эволюции органического мира позже остальных:
1) позвоночник 3) 2 круга кровообращения
2) теплокровность 4) половой процесс размножения
3. Выберите три верных ответа из шести:
10 . Какие из перечисленных примеров относят к идиоадаптациям?
1) развитие образовательных тканей у растений
2) наличие ловчих аппаратов у насекомоядных растений
3) отсутствие хлорофилла у растений-паразитов
4) появление триплоидного эндосперма у покрытосеменных
5) мелкая, сухая пыльца у ветроопыляемых растений
6) железистые волоски на листьях душистой герани
11. К ароморфозам относят:
1) образование копыт козы
2) появление плода у покрытосеменных
3) появление обтекаемой формы тела у пингвина
4) появление тканей и органов у растений
5) появление ушной раковины у зверей
6) образование прицепок у плода репейника
12 Установите соответствие между примерами и путями эволюционного процесса:
1) ячеистые легкие у рептилий
2) голый хвост у бобра
3) отсутствие корней у повилики
В) Общая дегенерация
4) молочные железы у млекопитающих
5) отсутствие кровеносной системы у цепней
6) отсутствие потовых желез у собак
7) отсутствие глаз у крота
13 . Установите последовательность возникновения ароморфозов в животном мире в процессе эволюции:
Б) Появление многоклеточности
В) Внутриутробное развитие зародыша
Г) Двусторонняя симметрия тела
Д) Внутреннее оплодотворение
Е) Двойное дыхание
1. Прочитайте текст о покрытосеменных растениях и птицах, выпишите примеры ароморфозов, идиоадаптаций и дегенераций .
Растение заразиху можно увидеть в посевах подсолнечника, клевера и огородных культур. Ее легко отличить по бледно-бурой окраске стебля и чешуйчатых листьев. Эти листья никогда не бывают зелеными: в них нет хлорофилла. На верхней части стебля сидят многочисленные довольно крупные цветки, чаще всего голубовато-лиловые. Значительная часть тела растения-паразита находится в почве. Своим расширенным основанием стебель заразихи прирастает к корням растения-хозяина.
Птицы имеют четырехкамерное сердце и теплокровны, перьевой покров. В яйце увеличился запас питательных веществ и формирование известковой оболочки. У птиц, несмотря на изменение температуры окружающей среды, поддерживается постоянная температура тела, поэтому они активны даже зимой.
Дятел пестрый большой очень пестрая птица. Преобладающая окраска ее состоит из сочетания черных и белых тонов. Хвост у большого пестрого дятла средней длины, заостренный и очень жесткий, так как служит он главным образом как опора при лазании птицы по стволу дерева
2. Выберите номер правильного ответа
6. Пример идиоадаптации:
1) превращение листьев кактуса в колючки
2) утрата органов кровообращения у плоских червей
3) возникновение теплокровности
4) возникновение челюстей у рыб
7. Примером дегенерации является отсутствие:
1) корней у повилики 3) конечностей у змей
2) зубов у птиц 4) жабр у взрослых лягушек
8. Длинный липкий язык, которым хамелеон ловит насекомых, это:
1) ароморфоз 3) дегенерация
2) идиоадаптация 4) дивергенция
9. Какие ароморфозы позволили древним пресмыкающимся вытеснить древних земноводных:
1) покровительственная окраска
2) роговой покров, развитые легкие
3) покровительственная окраска, способность к регенерации
4) четырехкамерное сердце, теплокровность
3. Выберите три верных ответа из шести:
10. Какие из перечисленных примеров иллюстрируют общую дегенерацию:
1) отсутствие легких у рыб
2) отсутствие зрения у животных, живущих под землей
3) редукция органов чувств у паразитических червей
4) отсутствие хвоста у лягушки
5) превращение корней растения повилики в присоски
6) утрата кишечника ленточными червями
11. К ароморфозам относят:
1) образование клубней у картофеля
2) появление семян у голосеменных
3) появление обтекаемой формы тела у дельфина
4) появление тканей и органов у растений
5) появление цветка у покрытосеменных
6) образование прицепок у плода череды
12 Установите соответствие между примерами и путями эволюционного процесса:
1) кальциевая оболочка на яйцах
2) длинная шея жирафа
3) отсутствие хлорофилла у растения – Петров крест
В) Общая дегенерация
4) отсутствие листьев у кактуса
5) отсутствие шерсти у кита
7) отсутствие глаз у аскариды
13 . Установите последовательность появления ароморфозов в эволюции животных:
Тема: Основные направления эволюции и пути биологического прогресса.
Цель: сформировать знания об основных направлениях эволюционного процесса и путях достижения биологического прогресса.
Оборудование: презентация на электронных носителях.
Класс рассаживается по группам.
I . Изучение нового материала.
В процессе существования вид может претерпевать…..
1) Самостоятельная работа учащихся по группам (1,2) по заданию:
Сравнительная характеристика объективных показателей основных направлений органической эволюции
(или критерии прогресса)
Образец работы: Сравнительная характеристика объективных показателей основных направлений органической эволюции
(или критерии прогресса)
Увеличение численности особей
Образование новых видов, популяций
Примеры : рис. заяц и голубь
Уменьшение численности особей
Примеры: рис. бабочка и утконос
Биологический прогресс – показывает преобладание размножаемости в популяции над смертностью в ней (высокий потенциал выживаемости), достижение данной группой организмов успехов в борьбе за существование. Характеризуется возрастанием численности особей, расширением площади обитания, повышением темпов внутривидовой изменчивости).
Биологический регресс –показывает преобладание смертности над размножаемостью в популяции (низкий потенциал выживаемости), эволюционный упадок данной группы организмов, которая не смогла приспособиться к изменениям условий среды или не выдержала конкуренции с другими группами. Характеризуется снижением численности популяции, сужением и разрушением целостности площади обитания (ареала), снижением темпов внутривидовой изменчивости, подверженностью массовой гибели. Свидетельствует об угасании вида.
Обсуждение проделанной работы по таблице .
Биопрогресс сопровождается: увеличением особей…..
Биопрогресс сопровождается: уменьшением……
Вызов: о чём мы с вами будем говорить на уроке? …….
Что важнее для эволюции? (биопрогресс)
На уроке подробнее обратим внимание и рассмотрим биопрогресс и пути его достижения.
Одним из первых изучал пути эволюции наш отечественный учёный Северцев. ( фото на слайде) Алексей Николаевич Северцов
Алексей Николаевич Северцов (1866 – 1936)
Российский биолог, основоположник эволюционной морфологии животных. Академик АН СССР и УССР (1925).
Сейчас их выделяют 3:
Ароморфоз связан с увеличением сложности организации видов. Он резко увеличивает приспособленность видов. С появлением ароморфоза связано появление новых таксонов: надцарств, царств, типов. Вот некоторые примеры ароморфозов:
– появление эукариот от прокариот способствовало образованию надцарств ;
-возникновение многоклеточных от одноклеточных дало новые подцарства;
-появление членистоногих и моллюсков от кольчатых червей дало 2 новых подтипа и т.д.
(слайд с примерами ароморфозов)
возникновение мембранных органелл
появление надцарства эукариоты
появление новых подцарств
возникновение особых систем органов
появление новых типов.
Более мелкими ароморфозами животных были :
§ появление костной ткани
§ появление двух кругов кровообращения
§ появление альвеолярных лёгких
Самыми значимыми ароморфозами у растений были:
v Возникновение эпидермиса (слайд)
v Возникновение устьиц
v Возникновение проводящей и механической систем
v Закономерная смена поколений
v Образование цветков и плодов
Внутри крупных ароморфозов происходят более мелкие изменения, их называют идиоадаптациями. Возникают отряды, семейства, роды.
Если представить ароморфозы как, крупные ступени в эволюции то идиоадаптации будут расширять эти ступени.
На рисунке видно, что возникновение класса птиц из класса пресмыкающихся был ароморфозом .
А вот например , разделение птиц на водоплавающих, летающих и бегающих были уже идиоадаптациями.
Типичными примерами идиоадаптации у животных у животных являются появление больших клыков хищных и появление больших резцов у травоядных, появление предупреждающей окраски шмеля и покровительственной окраски у песца. (слайд рисунок)
Третий путь развития- дегенерация, то есть серьёзное упрощение строения особей. Например у видов обитающих в пещерах, в почве например – у крота (рис) происходит редукция органов зрения, депигментация кожи (рис червя), снижается активность.
Примером дегенерации также является возникновение паразитических форм.
У растений паразитов снижается активность фотосинтеза, наблюдается редукция листьев, у паразитических ленточных червей нет кишечника, слабо развита нервная система. (Слайды с рис.)
В ходе эволюции происходит смена одних направлений другими, так после ароморфоза всегда идут идиоадаптации, а иногда они сменяются дегенерациями. Это характерно для всех групп животного организма. Так земноводные появились в результате крупных ароморфозов – возникновения лёгочного дыхания и пояса конечностей.
Затем внутри этого класса появляются идиоадаптации, которые привели к появлению : хвостатых амфибий-живущих в воде,
безхвостых амфибий – совмещающих жизнь на суше и воде,
безногих амфибий – живущих в толще почвы.
(Слайд с рисунка)
Все перечисленные пути эволюции влияют на сложность организации организма. Однако не всегда увеличение сложности организации ведёт к увеличению биологического прогресса.
Биологический прогресс может быть достигнут как увеличением сложности в результате ароморфоза, так и уменьшением сложности в результате дивергенции. Например, класс птицы появился в результате серьёзного усложнения организации по сравнению с классом рептилии и это обусловило их биопрогресс. А паразитические планарии наоборот устроены более примитивно чем их свободноживущие родственники. При этом именно паразитические планарии более успешны в биологическом плане.
Задание1: а) Выполните задание: п оставьте против каждого пункта буквенное обозначение соответствующего пути эволюции:
Вариант 1 (1-ая группа)
Основные пути эволюции растительного мира
Приспособительные изменения, возникшие в ходе эволюции.
1. Возникновение хлорофилла.
2. Возникновение фотосинтеза.
3. Дифференциация слоевища на лист, стебель, корень.
4. Возникновение ползучего стебля у земляники.
5. Возникновение полового процесса.
6. Появление проводящей ткани.
7. Появление цветка у покрытосеменных.
8. Утрата листьев и превращение их в колючки (у кактуса).
9. Появление плода у покрытосеменных.
10. Появление семян у голосеменных.
11. Появление лазящего стебля у винограда и плюща.
12. Появление крылышек и волосков на плодах клена и одуванчика.
13. Появление зацепок на плодах репейника и череды.
14. Появление сочной мякоти в плодах малины и рябины.
15. Утрата листьев, развитой корневой и сосудистой систем, околоцветника у ряски.
16. Утрата корней, хлорофилла и листьев у повилики.
17. Утрата тычинок и пестика в краевых цветках соцветия подсолнечника.
18. Появление клубней у дикого картофеля.
Вариант 2 (2-ая группа)
Основные пути эволюции животного мира
Приспособительные изменения, возникшие в ходе эволюции.
1. Возникновение многоклеточности.
2. Возникновение хорды.
3. Образование позвоночника.
4. Образование пятипалых конечностей.
5. Образование ластов.
6. Образование цепкого хвоста (у обезьян).
7. Образование у земноводных трехкамерного сердца.
8. Образование у земноводных двух кругов кровообращения.
9. Возникновение теплокровности.
10. Усложнение головного мозга.
11. Увеличение массы головного мозга.
12. Переход к внутреннему оплодотворению у позвоночных.
13. Утрата четырех пальцев из пяти у лошади.
14. Утрата конечностей у китов.
15. Утрата густого шерстного покрова у слона.
16. Утрата органов кровообращения и пищеварения у цепня.
17. Образование хобота у слона.
18. Удлинение шеи у жирафа.
После выполненной работы собираются комбинированная группа из 1-ой и 2-ой группы.Обсуждают выполненную работу.
После из каждой группы по одному ученику перечисляют выбранные примеры А, И, Д. Оценка по выполненной работе.
б) заполните таблицу: 4-5 примера выпишите из пункта а).
Читайте также: